Контакты

664050 РФ, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Байкальская, 239, кор. 26 А 
 
Для писем: 664075, Иркутск, а/я 3857
 
Телефон/факс: 
(395-2) 225-303 - приемная
 
 
Написать нам письмо            
 

ОПТОВЫЙ РЫНОК. Вопросы и ответы

ОПТОВЫЙ РЫНОК

Вопросы и ответы


1. В чем суть решений, принятых правительством на заседании 7 июня, в части развития оптового рынка?

В соответствии с решением Правительства РФ Минпромэнерго обязано в месячный срок обеспечить внесение проектов решений Правительства РФ, предусматривающих преобразование регулируемого сектора оптового рынка электрической энергии (мощности) в систему долгосрочных регулируемых договоров. До 1 января 2007 года ФАС, Минпромэнерго, Минэкономразвития, ФСТ должны внести в Правительство РФ предложения по антимонопольному контролю на оптовом рынке электроэнергии.


2. В чем основные отличия новой модели оптового рынка от предыдущей модели?

В новой модели регулируемый сектор оптового рынка преобразуется в систему регулируемых договоров, заключаемых между участниками оптового рынка. По регулируемым договорам (далее – РД) продается электрическая энергия и мощность. Объемы электроэнергии, не проданные по РД продаются/покупаются по свободным ценам на рынке "на сутки вперед" (по ценам, сложившимся в результате конкурентного отбора ценовых заявок и по свободным договорам, где цены определяются сторонами договора). В определении цены на рынке на сутки вперед участвуют полные объема производства и потребления продавцов и покупателей электроэнергии, включая объемы, покрываемые РД. При этом в отличие от сегодняшней модели, если объемы из заявки покупателя не прошли конкурентный отбор на рынке на сутки вперед, покупатель вынужден будет купить соответствующие объемы потребления на балансирующем рынке, т.е. нет возможности возврата в регулируемый сектор. Кроме того, коренным образом изменятся правила торговли мощностью.


3. Что такое регулируемые договоры (далее – РД)? Каковы правила покупки/продажи электроэнергии (мощности) по РД?

Регулируемые договоры заключаются между участниками оптового рынка на сроки: в 2006 году – до 31 декабря, с 2007 года и далее – от 1 до 3-х лет по желанию покупателя и в зависимости от категории потребления. Цены в каждом договоре – тарифы поставщика на электрическую энергию и мощность, установленные ФСТ России. Основное условие РД – "take or pay". Поставщик обязан поставить договорной объем электроэнергии (мощности) или (только для электроэнергии) купить на рынке – по конкурентным ценам в рынке на сутки вперед или по свободным двусторонним договорам. Покупатель обязан оплатить договорной объем вне зависимости от величины собственного планового потребления. Объемы электроэнергии, купленные по РД, но не включенные в план рынка на сутки вперед, продаются покупателем по цене рынка "на сутки вперед".

Следует отметить, что регулируемые договоры на поставку электроэнергии (мощности) имеют ряд преимуществ, как для покупателей, так и для продавцов. С точки зрения покупателей, РД повышают надежность энергоснабжения и позволяют избежать труднопрогнозируемых всплесков цен, возможных в секторе свободной торговли. Для поставщиков электроэнергии РД означает возможность долговременного планирования доходов и инвестиций, затрудненного в условиях работы в секторе свободной торговли.


4. Что такое "привязка" по РД? Каковы ее основные принципы?

"Привязка" – это процедура определения контрагентов по РД, а также объемов, продаваемых по каждому РД. Основные принципы "привязки" – соблюдение планового баланса ФСТ России, соблюдение ограничений по загрузке станций (Рмин, Рмакс), для потребителей – не превышение максимума заявленной мощности и учет типовых графиков потребления, учет системных ограничений – "сходимость" электрических режимов, соблюдение стоимостного баланса (обязательства покупателей по оплате равны требованиям поставщиков).


5. Меняется ли с запуском новой модели оптового рынка процедура допуска на оптовый рынок электроэнергии (мощности)?

Прежде всего, следует отметить, что новая модель оптового рынка не предусматривает деление оптового рынка по секторам, соответственно пропадает необходимость отдельно получать статус участника сектора свободной торговли и право участия в регулируемом секторе. Процедура получения статуса субъекта становится единой для всех организаций, планирующих участвовать в оптовом рынке. Однако существенным условием допуска к торговой системе является наличие балансового решения ФСТ. В случае, если, балансовое решение отсутствует, покупатели электроэнергии (мощности) могут стать только "частичными" участниками оптового рынка, т.е. в установленном порядке приобретать не менее 85 процентов объема электрической энергии (мощности) на розничном рынке, а остальное на оптовом.


6. Каковы необходимые критерии участия в оптовом рынке электроэнергии (мощности)?

Для генерирующих компаний – установленная мощность не менее 25 МВт и в каждой предполагаемой группе точек поставки электрической энергии не менее 5 МВт, для потребителей и сбытовых компаний – мощность энергопринимающего оборудования не менее 25 МВА и в каждой группе точек поставки не менее 2 МВА, при этом с 1 августа 2007 года для потребителей и энергосбытовых (энергоснабжающих) организаций будет применяться величина присоединенной мощности энергопринимающего оборудования 1 МВА, а с 1 февраля 2008 года – 750 КВА. Кроме того, организации, планирующие участвовать на оптовом рынке должны выполнить все необходимые технические требования, в том числе обеспечить наличие технической возможности ведения коммерческого учета электроэнергии.


7. Кто будет субъектом в РД в части генерации: ОГК – ТГК или конкретные станции?

Со стороны генерации заключать сделку будут ОГК и ТГК, но объемы договоров будут сформированы в отношении каждой станции. Также в число поставщиков войдут не входящие в Холдинг независимые компании и не завершившие разделение АО-энерго. Формально процедура определения контрагентов по РД будет производиться отдельно в отношении объемов производства и потребления не разделенных АО-энерго. Если по результатам этой процедуры генерация АО-энерго должна стать поставщиком по договору для собственного потребления АО-энерго, то такие договоры не заключаются. В этом случае соответствующие объемы потребления покрываются собственной генерацией.


8. Кто субъекты РД в части покупки – сбытовые компании ОАО РАО "ЕЭС России"? Независимые сбыты?

Покупателями РД могут быть как сбытовые компании, входящие в холдинг ОАО РАО "ЕЭС России", так и независимые сбытовые компании. Кроме того, покупателями могут быть крупные конечные потребители: промышленные предприятия, предприятия ЖКХ, которые получили статус субъекта оптового рынка.


9. Предусматриваются ли какие-либо особенности работы на оптовом ранке для гарантирующих поставщиков?

Безусловно, правила работы новой модели оптового рынка предусматривают ряд особенностей для гарантирующих поставщиков. Гарантирующий поставщик – это энергосбытовая организация, обязанная заключить публичный договор на поставку электрической энергии с любым обратившимся к нему потребителем.
При получении статуса субъекта оптового рынка на гарантирующих поставщиков не распространяются требования по соответствию количественным характеристикам, применяемым в группах точек поставки, с использованием которых планируется участие в торговле на оптовом рынке. Кроме того, предусматриваются возможность использования ГП приборов коммерческого учета имеющихся у них на дату вступления в силу постановления Правительства РФ.


10. Какими темпами будет осуществляться либерализация рынка?

Темпы либерализации рынка будут определяться темпами ежегодного снижения объемов РД, которые будут устанавливаться ежегодно Правительством Российской Федерации при утверждении прогнозов социально-экономического развития в пределах от 5 до 15%. На 2007 процент снижения объемов, торгуемых по регулируемым договорам, уже зафиксирован в проекте правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода и составляет 5 процентов.


11. Могут ли стороны в РД располагаться в разных регионах?

Да, продавец и покупатель могут находиться в разных регионах. ОГК построены на экстерриториальном принципе, входящие в них станции могут располагаться в различных регионах. При этом для ТГК будет превалировать территориальный принцип – потребители будут подбираться, прежде всего по принципу расположения на территории ТГК.


12. Как будут определяться цены в РД?

В 2006 и в 2007 годах цена РД – это тариф, установленный ФСТ России для поставщика электроэнергии на оптовый рынок. Однако, начиная уже с 2008 года, а если будут "пилотные" проекты, то с 2007 года, цена РД будет определяться по формуле индексации цены. Наличие формулы цены позволит сторонам договора без регулятора определять цену договора и объективно рассчитывать и прогнозировать рост цены на следующий год.


13. Как будут определяться объемы электроэнергии (мощности) в РД в отношении участников с новыми объектами потребления и генерации?

Для создания экономических условий для притока инвестиций все новые мощности (не учтенные в утверждаемом Федеральной службой по тарифам прогнозном балансе на 2007 год) будут участвовать в оптовом рынке по свободным нерегулируемым ценам. Регулируемые договоры в отношении таких объектов генерации заключаться не будут. Это же касается и новых объектов потребления – регулируемые договоры могут быть заключены в отношении таких объектов лишь в случае, если в 2007 году имелись технические условия для их присоединения к электрическим сетям.


14. Объемы РД для покупателей превышают объемы из баланса на 3%. С чем это связано?

В объемах РД по электроэнергии для покупателей оптового рынка учтены 3% к объемам балансового потребления на покрытие разницы узловых цен (стоимость нагрузочных потерь и системных ограничений). Эти средства хеджируют покупателей от непредсказуемой разницы узловых цен, которая может сложиться на рынке "на сутки вперед". Например, если такой хедж не осуществлен, а дешевая генерация из-за запертых сечений (допустим, вследствие ремонта в сетях) для данного потребителя становится недоступна и для него вырабатывает электроэнергию дорогая генерация, то в разнице узловых цен покупатель оплатил бы гораздо большую величину, чем 3% от потребления, даже в случае, если его заявленное на рынке "на сутки вперед" потребление полностью совпало с потреблением, запланированным по РД.
Хеджирование особенно важно для гарантирующих поставщиков, несущих социальную нагрузку, поскольку делает расходы на покупку электроэнергии на оптовом рынке в объеме РД полностью предсказуемыми. Кроме того, прогнозируемость финансовых результатов в объеме РД для всех потребителей полностью соответствуют принципам, заложенным в систему РД, как регулируемую систему.


15. Как будут осуществляться расчеты между участниками новой модели оптового рынка?

Запуск новой модели оптового рынка кардинально меняет систему расчетов на оптовом рынке. Стороны регулируемого договора будут расплачиваться друг с другом напрямую. На рынке "на сутки вперед" и балансирующем рынке как это было и ранее, расчеты будут осуществляться через ЗАО "ЦФР". При этом АТС обеспечивает правильность определения финансовых обязательств/ требований по всем договорам на оптовом рынке.

Администратор торговой системы – некоммерческое партнерство, основной целью деятельности которого является предоставление услуг по организации торговли на оптовом рынке электроэнергии (мощности), ведение финансовых расчетов за поставляемую электроэнергию и услуги, оказываемые участникам оптового рынка, обеспечение равных условий для всех участников оптового рынка электроэнергии, защита интересов поставщиков и покупателей электрической энергии, повышение эффективности производства и потребления электрической энергии.


16. Могут ли участники новой модели оптового рынка в одностороннем порядке или по взаимной договоренности изменять условия заключенных РД?

Стороны РД, в установленном порядке могут изменять по взаимному согласию объемы поставляемой электрической энергии, а также график платежей. В одностороннем порядке покупатель может снизить объемы покупки электрической энергии по совокупности заключаемых им регулируемых договоров в рамках установленных на соответствующий период времени предельных максимальных и минимальных объемов электрической энергии, покупка (продажа) которых осуществляется по регулируемым ценам (тарифам).


17. Существуют ли штрафные санкции за неоплату электроэнергии и мощности на оптовом рынке?

Участник оптового рынка в случае просрочки оплаты электроэнергии и мощности, а также оказываемых на оптовом рынке услуг уплачивает неустойку в размере 1/225 от ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый банковский день просрочки платежа. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оплате электрической энергии и (или) мощности за два периода оплаты АТС инициирует в отношении данного участника процедуру лишения статуса субъекта оптового рынка.


18. Предусмотрены ли в правилах нового оптового рынка какие-либо меры пресечения неконкурентного поведения участников рынка?

Для снижения рисков манипулирования ценами на оптовом рынке вводится система стимулирования участников к подаче конкурентных ценовых заявок (на основе предельных переменных затрат на производство электроэнергии). Порядок выявления случаев неконкурентного поведения будет установлен Федеральной антимонопольной службой России.


19. Когда будет введен рынок мощности?

В трехмесячный срок, с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о новой модели оптового рынка, Минпромэнерго России по согласованию с ФАС России и Федеральным агентством по атомной энергии должно представить предложения по организации конкурентной торговли мощностью.


20. В чем смысл торговли мощностью?

Смысл торговли мощностью заключается в том, что покупатель оплачивает поддержание требуемого уровня готовности необходимых ему мощностей, что повышает надежность энергоснабжения и снижает риски инвесторов в электроэнергетику. Использование механизма торговли мощностью снижает вероятность резких всплесков на рынке электроэнергии.


21. Какие особенности торговли мощностью предусмотрены в новой модели?

До введения конкурентной торговли мощностью, вся мощность будет продаваться по РД. Для поставщиков в рамках поставки мощности вводятся обязательные требования к их генерирующему оборудованию. Эти требования заключаются в соблюдении поставщиком заданного системным оператором режима работы генерирующего оборудования, включая соблюдение выбранного системным оператором состава оборудования и его параметров (минимального и максимального почасовых значений мощности), а также в участии генерирующего оборудования в общем первичном регулировании частоты, в регулировании реактивной мощности и участии ГЭС во вторичном регулировании. При невыполнении обязательных требований оплата мощности поставщику будет снижена.

С 2007 года для покупателей будет введена ответственность за правильность планирования своего максимального потребления, включаемого в баланс мощности ФСТ России. В случае отличия плановых объемов мощности от фактических покупатель должен будет докупить или продать объемы мощности, оказавшиеся для него по факту избыточными или недостающими. Причем покупка недостающих объемов будет производиться по более высокой цене, а продажа избыточных – по более низкой.


22. Зачем необходимо соглашение поставщиков по мощности?

При поставке мощности поставщики несут коллективную ответственность перед покупателями за неисполнение обязательных требований, предъявляемых к генерирующему оборудованию. При неисполнении каким-либо поставщиком указанных требований, для всех покупателей снижается стоимость мощности, и не выполнивший требований поставщик компенсирует это снижение стоимости другим поставщикам в рамках соглашения поставщиков.


23. Какова судьба сектора свободной торговли (ССТ) оптового рынка после запуска НОРЭМ?

Самого понятия ССТ в новой модели уже не будет. Торговля электроэнергией по свободным ценам будет осуществляться в рамках рынка на сутки вперед. В отличие от ССТ, в конкурентном отборе на рынке на сутки вперед будут участвовать полные объемы планируемого производства и потребления. По результатам конкурентного отбора будут определяться полные плановые почасовые объемы производства и потребления участников рынка и часовые равновесные узловые цены. По этим ценам участники рынка будут продавать/покупать объемы, на которые их плановое производство и потребления отличается от объемов РД на соответствующий час. Кроме того, как и в сегодняшнем ССТ, у участников остается возможность заключать свободные двусторонние договоры.


24. Как будут участвовать в новом оптовом рынке те, кто сегодня участвует только в ССТ?

В НОРЭМ сохраняется возможность покупателей розничных рынков покупать часть своего потребления на оптовом рынке (аналог сегодняшних участников сектора свободной торговли). Такие участники, могут стать субъектами оптового рынка при условии покупки определенной части объема своего планируемого потребления на розничном рынке по двуставочному тарифу. При этом при выходе на оптовый рынок в середине года они заключают регулируемые договоры, на объемы электрической энергии (мощности) на которые соответственно уменьшаются объемы электрической энергии (мощности), приобретаемые по регулируемым договорам энергосбытовой компании, которая обслуживает данных покупателей на розничном рынке.


25. Каковы итоги работы балансирующего рынка?

Одно из главных достижений балансирующего рынка в том, что у участников оптового рынка появились объективные экономические ориентиры и рыночные стимулы для тщательного планирования производства/потребления и выполнения команд Системного оператора. Результаты функционирования балансирующего рынка это полностью подтверждают – участники стали точнее планировать, объемы отклонений сокращаются, а плата за отклонения, как по внешней, так и по собственной инициативе для участников стала более адекватной.


26. Какие изменения предполагаются с введением новой модели в правилах балансирующего рынка?

Правила балансирующего рынка практически не меняются. Основное отличие в том, что цены балансирующего рынка престают зависеть от тарифов участников рынка (исключение составляют ГЭС и ГАЭС).


27. Как в новых условиях может быть гарантирована бесперебойная поставка электроэнергии?

В новой модели рынка предусматриваются механизмы, которые будут стимулировать поставщиков электрической энергии (мощности) соблюдать заданный Системным Оператором режим работы генерирующего оборудования и участвовать в регулировании частоты и напряжения в системе, необходимом для надежного и бесперебойного энергоснабжения. В рамках торговли мощностью к поставщикам электрической энергии (мощности) вводятся обязательные требования по поддержанию готовности генерирующего оборудования к выработке электроэнергии. За не выполнение данных требований поставщикам будет снижена стоимость мощности, что дает им экономические стимулы для выполнения заданных требований.


28. Как на оптовом рынке участвуют потребители, владеющие генерирующими объектами?

В зависимости от установленной мощности генерирующего оборудования, а также наличия балансового решения ФСТ возможны несколько вариантов работы данного участника на НОРЭМ.

Во-первых, данный участник вправе зарегистрировать отдельную ГТП генерации и участвовать по общим правилам рынка. Во-вторых, можно не регистрировать ГТП генерации, а зарегистрировать ГТП потребления с регулируемой нагрузкой (при выполнении установленных технических требований). В этом случае у участника появляется возможность подавать заявки непосредственно на балансирующий рынок и получать команды (а также финансовый доход от их исполнения) Системного оператора на изменение потребления. И, наконец, станция мощностью ниже 5 МВт на оптовом рынке сальдируется с потреблением.


29. Что такое группа точек поставки?

Это определяемая Администратором торговой системы и Системным оператором совокупность, состоящая из одной или нескольких точек поставки, относящихся к одному узлу расчетной модели и (или) к единому технологически неделимому энергетическому объекту, ограничивающая территорию, в отношении которой купля-продажа электрической энергии (мощности) на оптовом рынке осуществляется только данным участником оптового рынка, и используемая для определения и исполнения участником оптового рынка связанных с поставкой и оплатой электрической энергии (мощности) обязательств.


30. Возможна ли покупка электроэнергии с одной группы точек поставки разными сбытовыми компаниями?

Невозможна, т.к. в соответствии Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, каждая группа точек поставки может быть представлена на оптовом рынке только одним покупателем и (или) поставщиком.


31. Подлежат ли реформированию оптовые потребители–перепродавцы электрической энергии, т.е. имеют ли они право совмещать функции сбыта и передачи электроэнергии?

В соответствии со ст.6 ФЗ №36 с 1 апреля 2006 года запрещено совмещение конкурентных и монопольных видов деятельности. Исключений для оптовых потребителей–перепродавцов электрической энергии не предусмотрено. При этом выполнение указанной нормы закона может быть осуществлено разными способами, например, реорганизация в форме выделения, создание дочернего общества или прекращение одного из видов деятельности. В целях данного ответа под оптовыми потребителями–перепродавцами понимаем организацию, владеющую электрическими сетями и осуществляющую оптовую закупку электроэнергии у энергоснабжающей организации и перепродажу ее другим потребителям.