Контакты

664050 РФ, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Байкальская, 239, кор. 26 А 
 
Для писем: 664075, Иркутск, а/я 3857
 
Телефон/факс: 
(395-2) 225-303 - приемная
 
 
Написать нам письмо            
 

Розничный рынок: вопросы и ответы

Розничный рынок: вопросы и ответы

1. Для чего вводится рынок, что это даст отрасли и потребителям?
Главные задачи введения новых рыночных отношений, как на оптовом, так и на розничных рынках – это создание полноценной конкурентной среды в электроэнергетической отрасли, повышение эффективности производства электроэнергии, привлечение инвестиций для развития отрасли, и как след-ствие повышение надежности энергоснабжения.
Сама по себе конкуренция является наиболее действенным механизмом сни-жения издержек. Потребители получают ориентиры для оптимального пла-нирования потребления электроэнергии в зависимости от времени суток, в различные дни недели и в различные сезоны, что позволяет им снизить рас-ходы на электроэнергию. Так, в ночной период, когда нагрузка в энергосис-теме снижается, цена на электроэнергию будет значительно ниже. В часы максимального потребления цена, наоборот, будет расти.
Такое перераспределение нагрузки выгодно для всей системы – снижаются риски возникновения физического дефицита электроэнергии и введения ог-раничений, снижаются темпы износа оборудования. При этом для потребите-ля конкурентная среда в сбытовой деятельности приведет к повышению ка-чества услуг сбытовых компаний, а в дальнейшем и к снижению их стоимо-сти.

2. Кто является участниками розничных рынков?
Согласно Правилам функционирования розничных рынков электроэнергии субъектами розничного рынка в переходный период являются:
• потребители электрической энергии;
• гарантирующие поставщики – организации, которые обязаны заключать договоры энергоснабжения (купли-продажи) электрической энергии;
• энергосбытовые организации;
• энергоснабжающие организации (совмещают деятельность по сбыту и пе-редаче электрической энергии);
• сетевые организации и другие владельцы объектов сетевого хозяйства, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии;
• производители электрической энергии, или лица, обладающие правом распоряжения электрической энергией, не участвующие в оптовом рынке электрической энергии.

3. Каков статус гарантирующего поставщика (далее – ГП) Чем ГП отли-чается от обычной энергосбытовой компании, в чем его преимущества?
________________________________________
* Необходимая валовая выручка – экономически обоснованный объем финан-совых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (ст.2 гл.I По-становления Правительства РФ «О ценообразовании в отношении электри-ческой и тепловой энергии в Российской Федерации №109 от 26 февраля 2004 года).

4. Изменились ли тарифы для населения?
Поставка электроэнергии населению осталась в компетенции уполномочен-ных государственных органов. То есть, электроэнергия будет поставляться населению по тарифам, установленным региональными энергетическими ко-миссиями в рамках предельных уровней, утвержденных Федеральной служ-бой по тарифам.

5. Как защищены потребители от произвольного установления цены в ус-ловиях отсутствия тарифов?
Ценообразование на розничных рынках напрямую зависит от формирования цены на оптовом рынке электроэнергии (мощности). Потребители на рознич-ных рынках оплачивают часть покупаемой электроэнергии по регулируемой цене, а часть – по свободной. Причем свободная цена на розничном рынке не должна превышать предельный уровень нерегулируемых цен. Он определя-ется по итогам каждого месяца и представляет собой сумму двух основных составляющих:
• Первая – величина, характеризующая среднюю стоимость электроэнергии на конкурентном рынке электрической энергии (публикуется Администрато-ром торговой системы оптового рынка ежемесячно).
• Вторая – сбытовая надбавка гарантирующего поставщика, стоимость ус-луг по передаче электроэнергии, услуг Администратора торговой системы и РАО «ЕЭС России», которые регулируются государством.
Энергосбытовые компании, у которых на обслуживании нет населения, впра-ве устанавливать любую цену поставки электроэнергии в договорах с потре-бителями. При этом для потребителей, заключающих договоры с подобными энергосбытовыми организациями по собственному желанию, всегда есть экономический критерий для оценки предлагаемой продавцом цены – стои-мость поставки электрической энергии гарантирующим поставщиком.

6. Как обеспечивается надежность энергосистемы на территории незави-симых от холдинга РАО «ЕЭС России» сбытовых и сетевых компаний?
Надежность энергоснабжения (с учетом тех полномочий, которые осуществ-ляет Системный оператор) обеспечивают сетевые компании, деятельность которых регулируется государством. В тоже время перед потребителем элек-троэнергии за качество поставок электроэнергии отвечает та сбытовая ком-пания, с которой у него заключен договор. А уже она, в свою очередь, в слу-чае снижения надежности энергоснабжения, может предъявить свои претен-зии сетевой компании.

7. Может ли потребитель выбирать поставщика?
Правила розничных рынков позволяют потребителям выбирать поставщиков. Закупать электроэнергию можно как у гарантирующего поставщика, дейст-вующего на данной территории, так и у других энергосбытовых компаний. Возможна также покупка электроэнергии у розничных производителей элек-троэнергии.
В действительности и до выхода Правил розничных рынков у потребителя такая возможность существовала, но отношения, связанные с переходом по-требителя от одного поставщика к другому, не были урегулированы. Потре-битель, расторгнув договор энергоснабжения с традиционным поставщиком, оказывался в ситуации неопределенности.
Теперь же четко описаны процедуры такого перехода. Главное, на что дол-жен обратить внимание потребитель – он должен быть уверен, что та сбыто-вая компания, с которой он заключает договор, действительно имеет воз-можность поставить ему электроэнергию. То есть, что она законным образом приобретает ее либо на оптовом, либо на розничном рынках.
Риски потребителя, связанные с недобросовестным поведением энергосбы-товых организаций, навязыванием потребителю неприемлемых условий до-говора, снижаются благодаря деятельности гарантирующего поставщика. К нему потребитель может обратиться для заключения договора в любой мо-мент. Гарантирующий поставщик, в свою очередь, сам предложит потреби-телям заключить договоры в случае, если обслуживавшая их энергосбытовая организация не может осуществлять поставку электрической энергии.

8. Изменилась ли роль энергосбытовых компаний РАО «ЕЭС России» с за-пуском розничного рынка? Какую роль в розничном рынке играют независи-мые энергосбытовые компании?
Энергосбытовые компании (ЭСК) – дочерние компании РАО «ЕЭС России» – получили статус гарантирующего поставщика (ГП). И они не единствен-ные, кто получил этот статус. В отличие от всех остальных сбытовых компа-ний, ЭСК не могут отказаться от этого статуса. Статус ГП влечет за собой:
• Обязанность заключить договор с каждым, кто находится в зоне деятель-ности данного ГП;
• Соблюдение ряда обязательств (их нарушение может привести к досроч-ному лишению статуса ГП).
Статус ГП компания получает только на определенное время. Предусмотрена процедура периодического – раз в три года – проведения очередных конкур-сов на получение статуса ГП – чтобы обеспечить конкуренцию за обслужи-вание основной массы потребителей. Главным критерием на таких конкурсах будет стоимость обслуживания. Первый конкурс пройдет уже в 2007 году. Потенциальными участниками конкурса, в первую очередь, являются новые независимые сбытовые компании и, например, оптовые потребители-перепродавцы. Если найдутся участники конкурса, которые предложат меньшую стоимость обслуживания потребителей, то ЭСК – дочерняя компа-ния РАО «ЕЭС России» – лишится статуса ГП.
После этого потребители могут перейти на обслуживание к новому ГП. Есть у них право и остаться у ЭСК РАО «ЕЭС России». Однако нужно понимать, что без статуса ГП такая ЭСК не сможет покупать электроэнергию на опто-вом рынке по одной группе точек поставки. Нужно будет либо зарегистриро-вать группы точек поставки в отношении каждого потребителя (если он со-ответствует критериям участия в оптовом рынке), либо нужно будет поку-пать электрическую энергию на розничном рынке у нового ГП.

9. Подлежат ли реформированию оптовые потребители–перепродавцы электрической энергии, то есть, имеют ли они право совмещать функции сбыта и передачи электроэнергии?
Оптовые потребители-перепродавцы (далее – ОПП) также как и региональ-ные энергетические компании (АО-энерго) должны осуществить разделение по видам деятельности (сбыт и передача электроэнергии), за исключением установленных Федеральным законом от 25.03.03 №36-ФЗ случаев. В част-ности, когда ОПП расположены в территориальных технологически изолиро-ванных энергосистемах или вообще не имеют электрической связи с Единой энергетической системой или какой-либо из технологически изолированных энергосистем.
С принятием Правил розничных рынков, ОПП, наравне с энергосбытовыми организациями, получили статус гарантирующего поставщика. Однако нали-чие такого статуса не защищает оптового потребителя-перепродавца от необ-ходимости разделиться по видам деятельности, потому что это является од-ной из обязанностей, принимаемых организацией вместе с указанным стату-сом.

10. Что понимается под либерализацией электроэнергетической отрасли, в частности, в ценообразовании?
Либерализация электроэнергетической отрасли предполагает сокращение го-сударственного участия в уставных капиталах компаний, занимающихся конкурентными видами деятельности (прежде всего, в тепловой генерации), а также изменения регулирования в ценообразовании, включающие:
• установление тарифов только для монопольных видов деятельности (пе-редача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление);
• конкурентное ценообразование в других видах деятельности (генерация, сбыт электроэнергии, ремонт и сервис).
Либерализация направлена на повышение эффективности предприятий элек-троэнергетики и создание условий для развития отрасли на основе частных инвестиций.
Необходимость либерализации в российской электроэнергетике продиктова-на общемировыми тенденциями, когда в условиях опережающего роста по-требления электроэнергии, вертикально интегрированные компании в нацио-нальных масштабах или в масштабах отдельных регионов перестали быть достаточно эффективными.

11. С какой даты начинается либерализация розничных рынков? Насколько этот процесс может отставать от либерализации оптового рынка?
Либерализация цен на розничных рынках следует за либерализацией на оп-товом рынке. То есть дата, начиная с которой часть электрической энергии на розничных рынках будет поставляться по рыночным ценам, будет совпадать с началом работы оптового рынка электрической энергии (мощности) по но-вым правилам.
Электроэнергия, поставляемая по рыночным, нерегулируемым ценам на роз-ничном рынке, будет закупаться на оптовом рынке в соответствующем объе-ме.

12. Как строятся взаимоотношения с потребителями, в отношении кото-рых не допускается ввод ограничений подачи электроэнергии?
Правилами розничных рынков утвержден конкретный перечень «неотклю-чаемых» категорий потребителей и подробно описана процедура введения ограничений – сначала до уровня технологической, затем до уровня аварий-ной брони. Ниже аварийной брони отключение не допускается. О процедуре отключения должны быть уведомлены федеральные службы и региональная власть. За обеспечение своевременного введения ограничения в соответствии со сроками, указанными в уведомлении, и за возможные последствия, если это не будет обеспечено, несет сам потребитель.

13. Почему нормативные акты по работе розничных рынков электроэнергии так долго обсуждались и принимались? Какие вопросы остались неурегули-рованными?
Первая редакция Правил функционирования розничных рынков электроэнер-гии Министерством промышленности и энергетики России была впервые представлена в заинтересованные министерства и ведомства в 2004 году.
В ходе скрупулезной работы над проектом было необходимо не только со-блюсти баланс интересов всех участников, но и учесть социальный аспект либерализации розничных рынков.
На сроки подготовки Правил повлияла, в частности, необходимость объеди-нить их с Правилами заключения и исполнения публичных договоров на оп-товом и розничных рынках электроэнергии (эти Правила в свое время были разработаны и согласованы всеми ведомствами как самостоятельный доку-мент).
По мере согласования Правил функционирования розничных рынков элек-троэнергии, они существенно расширились, но, тем не менее, остается ряд вопросов, которые детально будут отражены в нормативных актах Федераль-ной службы по тарифам, Министерства промышленности и энергетики Рос-сии.

14. Каковы возможные последствия для потребителя при смене гаранти-рующего поставщика или переходе к другой энергоснабжающей организации?
При смене гарантирующего поставщика потребитель должен будет в течение 2-х месяцев заключить договор с новым ГП (для населения достаточно будет заплатить по новым платежным реквизитам). Важно понимать, что оплата новому ГП начинается с момента, когда потребителям стало известно о смене ГП из официальных источников, то есть с даты перехода. Даже если договор с новым ГП будет заключен позднее, в нем будет содержаться условие об оп-лате потребленной электроэнергии с даты перехода.
Переход от ГП к сбытовой организации будет происходить по желанию са-мого потребителя. При этом если сбытовая организация не начинает поку-пать электрическую энергию для данного потребителя на оптовом рынке или у розничных производителей, она сможет ее купить только у гарантирующе-го поставщика. То есть, если потребитель уходит к сбытовой организации с целью снижения стоимости, он должен понимать, за счет чего сбытовая ком-пания может предложить ему лучшие условия.

15. Как определяются зоны деятельности сбытовых компаний, если в одном регионе статус гарантирующего поставщика получили не одна, а несколько сбытовых компаний?
Такого понятия как «зона деятельности сбытовой компании» нет. Это поня-тие относится только к гарантирующим поставщикам и означает, что ГП имеет право заключать договоры только в рамках границ своей зоны дея-тельности, даже если в конкретный момент времени часть или все потреби-тели имеют договоры с другими энергосбытовыми организациями или участ-вуют в оптовом рынке. Для всех гарантирующих поставщиков, кроме ЭСК-правопреемников АО-энерго, их зоны деятельности будут определены по границе тех сетей, к которым присоединены обслуживаемые ими потребите-ли. Вся остальная территория субъекта России будет зоной деятельности ГП-правопреемника АО-энерго.

16. Каким образом оказываются услуги по передаче электроэнергии?
Услуги по передаче электрической энергии оказываются сетевыми организа-циями потребителям электрической энергии, которые присоединены к их се-тям, а также другим смежным сетевым организациям (с учетом некоторых особенностей взаимоотношения между сетями). При этом потребитель может заключить как два отдельных договора – с сетевой организацией и договор купли-продажи с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организа-цией, розничным производителем), так и договор энергоснабжения – и тогда гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация, розничный произ-водитель) должен будет обратиться к сетевой организации для заключения договора на передачу в интересах потребителя.

17. Как строятся отношения гарантирующего поставщика с товарищест-вами собственников жилья и управляющими компаниями?
Гарантирующий поставщик – как субъект розничного рынка электроэнергии продает электроэнергию ТСЖ и УК по договору энергоснабжения, купли-продажи в соответствии с Правилами розничных рынков. При этом покупка измеряется по прибору учета, расположенному на границе сетей дома с сетя-ми сетевой организации. Отдельно должны обеспечиваться учет потребления электроэнергии на общедомовые нужды и, отдельно, потребление электро-энергии владельцами нежилых помещений. Оплата объема потребления на-селением осуществляется по тарифу для населения – в объеме его потребле-ния, прочие объемы – по тарифам для соответствующих категорий юридиче-ских лиц.

18. Как определяется цена на электроэнергию в связи с принятием новых Правил работы на розничных рынках электроэнергии?
Основной особенностью новой системы ценообразования на розничных рын-ках является синхронизация с процессом либерализации цен на оптовом рынке. Это предполагает поставку части объемов по регулируемой цене, а части – по цене, отражающей стоимость электрической энергии на конку-рентном оптовом рынке электрической энергии в рамках предельного уровня нерегулируемых цен.
Для населения на переходный период гарантируется поставка всего фактически потребленного объема по регулируемым ценам.
В 2006 году по регулируемым ценам (тарифам) совокупно поставляется объ-ем электроэнергии, определяемый на основе годового прогноза, который со-гласован Региональной энергетической комиссией и утвержден Федеральной службой по тарифам России. В случае если в сентябре-декабре 2006 года со-вокупное потребление в энергосистеме превысит прогнозный уровень, то до-полнительная электроэнергия будет закупаться на оптовом рынке электро-энергии по конкурентной цене и, соответственно, поставляться потребителям по рыночной цене, учитывающей конкурентную составляющую оптового рынка.
Рыночная цена формируется как сумма конкурентной цены оптового рынка электроэнергии с учетом мощности и стоимости регулируемых услуг, тари-фы на которые устанавливаются и будут устанавливаться органами государ-ственной власти. Определить стоимость регулируемых услуг можно как раз-ность конечного тарифа, установленного для вашей группы потребителей, и стоимости электроэнергии (мощности), учтенной в тарифах.
С 2007 года объем электроэнергии, поставляемой по рыночной цене, в соот-ветствии с решением Правительства РФ составит 5% от прогнозного потреб-ления в 2007 году. В дальнейшем доля поставки по рыночной цене от ука-занного прогнозного объема будет увеличиваться от 5% до 15% в год. Кон-кретная величина для каждого последующего года будет определена Прави-тельством РФ при внесении проекта федерального бюджета в Государствен-ную Думу РФ. Превышение фактического потребления над прогнозным по-треблением также будет поставляться по рыночной цене.

19. Кому энергосбытовая компания может продавать электроэнергию по нерегулируемым ценам?
По нерегулируемым ценам поставка электроэнергии на розничных рынках осуществляется всем, кроме населения.

20. Кто будет отслеживать, насколько правильно осуществляется прода-жа по регулируемым и нерегулируемым ценам?
В регионах контроль за деятельностью гарантирующих поставщиков осуще-ствляет орган исполнительной власти субъекта РФ, назначаемый решением губернатора. Этот орган власти также рассматривает жалобы потребителей на деятельность, как гарантирующих поставщиков, так и других энергосбы-товых компаний.
Кроме того, жалобы потребителей может рассматривать и Федеральная ан-тимонопольная служба России, осуществляющая контроль за конкурентной деятельностью и злоупотреблением доминирующим положением на рынках.

21. Какие виды тарифов (их предельные уровни) существуют на розничных рынках?
На розничном рынке в переходный период устанавливаются:
• тарифы на передачу электрической энергии (и их предельные уровни);
• тарифы на поставку электрической энергии потребителям (и их предель-ные уровни);
• тарифы на поставку электрической энергии розничными производителя-ми;
• сбытовая надбавка гарантирующего поставщика.

22. Как потребители могут использовать рыночные цены для снижения рас-ходов на электроэнергию?
Для крупных потребителей (с присоединенной мощностью выше 750 кВА) это, прежде всего, оптимизация почасового потребления электроэнергии. В Правилах розничных рынков, с одной стороны, усиливаются требования к почасовому учету, и вводится оплата почасовых отклонений от соответст-вующих заявок. С другой – расчет почасовых конкурентных цен позволяет снизить расходы на электроэнергию при правильном почасовом планирова-нии потребления.
Для остальных потребителей в условиях формирования конкурентного рынка электроэнергии остается возможность рационального потребления электро-энергии с использованием двухзонных счетчиков, поскольку рыночные цены будут отличаться в зависимости от времени суток.

23. Каковы организация расчетов по нерегулируемым (свободным) ценам, их величина и методика расчета?
Расчеты по нерегулируемым ценам должны осуществляться в соответствии с Разделом 7 Правил розничных рынков, никаких иных официальных методи-ческих указаний по этому поводу не предусмотрено. В Разделе 7 уже содер-жатся необходимые сведения, которые потребуются для расчетов объемов поставки по регулируемым и нерегулируемым ценам. При этом собственно нерегулируемая цена определяется самим ГП (ЭСК) и не должна превысить предельный уровень, который складывается из двух величин:
• средней цены оптового рынка электроэнергии, которую будет рассчиты-вать НП «АТС» в соответствии с Разделом 7 и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка (Администратором торговой системы бу-дет подготовлен специальный регламент с формулой расчета фактических и прогнозных цен);
• стоимости регулируемых услуг, которая рассчитывается, исходя из уста-новленных тарифов.

24. Как в договорах населения с энергоснабжающими организациями отра-жаются новые рыночные условия и обязано ли население перезаключать эти договоры?
Вступление в действие Правил розничных рынков не отражается на населе-нии. Поставка электроэнергии населению осуществляется и будет осуществ-ляться по установленным государством тарифам. Кроме того, населению не нужно перезаключать договоры с энергоснабжающими организациями или гарантирующим поставщиком. Договоры энергоснабжения могут заключать-ся в отсутствие письменной формы, то есть без наличия формуляра договора, подписанного с двух сторон. Заключение договора со стороны населения подтверждается оплатой в пользу соответствующего лица – ГП или иной энергосбытовой организации. В свою очередь, ГП (ЭСК) должен довести до сведения населения текст договора путем размещения в пунктах приема пла-тежей (например, в отделениях Сбербанка России и «Почты России»), рас-сылки вместе с платежными квитанциями.

25. Нужно ли перезаключать договоры энергоснабжения?
Правила розничных рынков, в первую очередь, предполагают преемствен-ность отношений между участниками: большинство существующих энерго-сбытовых (энергоснабжающих) организаций получили статус гарантирую-щего поставщика, который обязан осуществлять поставку электрической энергии на публичных условиях. То есть действующие договоры остаются в силе. Но в них потребуется внести изменения для приведения в соответствие с новыми Правилами, установленными Правительством РФ.
Отсутствие у какой-либо энергосбытовой (энергоснабжающей) организации статуса гарантирующего поставка не означает, что она не может продавать электрическую энергию по действующим договорам или заключать новые. Но эти договоры не будут являться публичными.
Если оптовый потребитель-перепродавец, не имеющий статуса гарантирую-щего поставщика, решит отказаться от сбытовой деятельности, то и тогда он не сможет отказаться от договоров в одностороннем порядке как минимум три месяца.
В последующем – например, при смене гарантирующего поставщика – дого-воры, безусловно, придется перезаключать. Но, для этой процедуры преду-смотрено достаточно времени – два месяца.

26. Могут ли бытовые потребители (граждане) заключать договоры энер-госнабжения не с гарантирующим поставщиком, а с другими сбытовыми компаниями?
Граждане, проживающие в многоквартирных домах, в соответствии с Жи-лищным кодексом и постановлением Правительства РФ «О порядке предос-тавления коммунальных услуг гражданам», заключают договоры оказания коммунальных услуг электроснабжения с исполнителями коммунальных ус-луг (ТСЖ, управляющие компании).
Договоры энергоснабжения с ГП или иными поставщиками розничных рын-ков электроэнергии заключаются в случае самостоятельного управления гражданами многоквартирным домом. Кроме того, договоры с ГП или иными поставщиками заключают владельцы частных жилых домов.

27. Как строятся договорные отношения потребителя, не присоединенного к сети продавца, с энергоснабжающей организацией?
В связи с установленным федеральным законодательством запретом на со-вмещение функций по передаче и продаже электроэнергии, наличие присое-диненных сетей у продавца теперь не является необходимым условием для осуществления энергосбытовой деятельности энергоснабжающей организа-цией.
Потребитель, заключая договор с энергоснабжающей организацией, может выбрать два варианта действий. Для приобретения электроэнергии он может заключить договор энергоснабжения с продавцом, в котором потребитель даст продавцу указание урегулировать отношения по передаче электроэнер-гии с сетевой организацией, к сетям которой присоединен потребитель. Или потребитель может обратиться в сетевую организацию и заключить договор на передачу электроэнергии непосредственно с ней.

28. К кому обратиться потребителю, чтобы подключиться к сети?
Необходимо обращаться в сетевую организацию, владеющую электрически-ми сетями, к которым планируется подключение. Посредничество сбытовых компаний или ГП в данных случаях не предусматривается.